Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 12 сентября 2025 года № 505 «О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра юстиции Республики Казахстан от 29 мая 2020 года № 66» (далее- «Приказ») вносит ряд значительных изменений по упрощению процедуры регистрации юридических лиц. Данные изменения в правила оказания государственных услуг в сфере государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств направлены на закрепление и оптимизацию уже существующих цифровых процессов, а также на упрощение всех процедур подачи документов через электронный портал.
Ключевые изменения, вводимые Приказом следующие:
1. Улучшенная цифровизация процесса подачи заявления и выдачи результатов.
Приказ окончательно закрепляет принцип «единого окна[1]» через портал «электронного правительства» (egov.kz) как основной и безальтернативный канал для взаимодействия с регистрирующим органом. Из Правил исключаются устаревшие нормы, предполагавшие возможность подачи документов на бумажном носителе, за исключением строго оговоренных законом случаев (например- предоставление нотариально заверенных документов, подтверждающих полномочия иностранного юридического лица). Данный шаг позволил добиться следующих сроков государственной регистрации:
Приказ окончательно закрепляет принцип «единого окна[1]» через портал «электронного правительства» (egov.kz) как основной и безальтернативный канал для взаимодействия с регистрирующим органом. Из Правил исключаются устаревшие нормы, предполагавшие возможность подачи документов на бумажном носителе, за исключением строго оговоренных законом случаев (например- предоставление нотариально заверенных документов, подтверждающих полномочия иностранного юридического лица). Данный шаг позволил добиться следующих сроков государственной регистрации:
[1] Принцип «единого окна» (принцип «одного окна») — это подход к предоставлению государственных и муниципальных услуг, при котором заявитель (гражданин, юридическое лицо) не участвует в процессах сбора документов из разных инстанций. Вместо этого заявитель сдаёт один раз минимально необходимый набор документов в одном месте, а орган власти самостоятельно осуществляет все процедуры согласований и оформления.
2. Расширение форм оказания услуг и цифровизация процесса.
В целях реализации цифровизации процедуры Приказ оптимизирует процедуру запроса документов. Регистрирующий орган устанавливает следующие формы оказания услуг:
Данная мера освобождает заявителей от необходимости личного присутствия и подготовки бумажной документации, что значительно ускоряет процесс.
3. Финансовые аспекты и результат оказания услуги
Важным нововведением для малого бизнеса является бесплатная государственная регистрация. Для иных категорий коммерческих организаций установлена плата в соответствии с ценами Государственной корпорации, а для некоммерческих — государственная пошлина согласно Налоговому кодексу.
Результатом успешной регистрации является выдача справки установленной формы, которая является документом, удостоверяющим факт государственной регистрации. Отказ в оказании услуги должен быть мотивированным и основанным на исчерпывающем перечне оснований, что соответствует принципам правовой определенности и состязательности.
4. Основания для отказа.
Также, хотели бы отметить обновленный перечень оснований для отказа в государственной регистрации, данный перечень является закрытым и содержит следующие условия:
Такой детализированный перечень ограничивает возможность произвольного отказа со стороны регистрирующего органа.
В заключении хотелось бы отметить, что Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 12 сентября 2025 года № 505 «О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра юстиции Республики Казахстан от 29 мая 2020 года № 66» является логичным и ожидаемым шагом в рамках продолжающейся административной реформы в Казахстане. Он закрепляет сложившуюся практику цифровизации процесса государственной регистрации и позволяет вывести оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации бизнеса на качественно новый уровень, соответствующий международным стандартам.
В целях реализации цифровизации процедуры Приказ оптимизирует процедуру запроса документов. Регистрирующий орган устанавливает следующие формы оказания услуг:
- Электронная (частично автоматизированная) форма является приоритетной. Подача заявлений через портал «электронного правительства» обеспечивает круглосуточный доступ и снижает коррупционные риски.
- Бумажная форма сохраняется для обеспечения доступности услуги для всех категорий граждан.
- Принцип «одного заявления» для субъектов малого и среднего предпринимательства представляет собой передовой механизм, позволяющий в рамках одной процедуры не только зарегистрировать юридическое лицо, но и одновременно подать заявки на открытие банковского счета и регистрацию в фондах социального страхования. Это яркий пример межведомственного взаимодействия.
Данная мера освобождает заявителей от необходимости личного присутствия и подготовки бумажной документации, что значительно ускоряет процесс.
3. Финансовые аспекты и результат оказания услуги
Важным нововведением для малого бизнеса является бесплатная государственная регистрация. Для иных категорий коммерческих организаций установлена плата в соответствии с ценами Государственной корпорации, а для некоммерческих — государственная пошлина согласно Налоговому кодексу.
Результатом успешной регистрации является выдача справки установленной формы, которая является документом, удостоверяющим факт государственной регистрации. Отказ в оказании услуги должен быть мотивированным и основанным на исчерпывающем перечне оснований, что соответствует принципам правовой определенности и состязательности.
4. Основания для отказа.
Также, хотели бы отметить обновленный перечень оснований для отказа в государственной регистрации, данный перечень является закрытым и содержит следующие условия:
- Нарушение установленного порядка создания юрлица.
- Несоответствие учредительных документов законодательству.
- Наличие статуса «бездействующего юридического лица» у учредителя (если юридическое лицо или единственный учредитель (участник) юридического лица является бездействующим юридическим лицом).
- Недееспособность учредителя/руководителя или наличие у них непогашенной судимости за определенные преступления (коррупционные, экономические).
- Непредставление необходимых документов для иностранных учредителей.
Такой детализированный перечень ограничивает возможность произвольного отказа со стороны регистрирующего органа.
В заключении хотелось бы отметить, что Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 12 сентября 2025 года № 505 «О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра юстиции Республики Казахстан от 29 мая 2020 года № 66» является логичным и ожидаемым шагом в рамках продолжающейся административной реформы в Казахстане. Он закрепляет сложившуюся практику цифровизации процесса государственной регистрации и позволяет вывести оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации бизнеса на качественно новый уровень, соответствующий международным стандартам.
Компания Acsour обладает многолетним опытом сопровождения бизнеса в Казахстане и готова обеспечить полный цикл услуг по регистрации и дальнейшему юридическому сопровождению компаний с учетом новых требований законодательства. Наши эксперты помогут минимизировать риски и эффективно использовать преимущества упрощенной процедуры регистрации.