Acsour.kz_RU

Изменения в правилах оказания госуслуг по вопросам регистрации юридических лиц

2025-10-17 10:00 Legal Digest
Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 12 сентября 2025 года № 505 «О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра юстиции Республики Казахстан от 29 мая 2020 года № 66» (далее- «Приказ») вносит ряд значительных изменений по упрощению процедуры регистрации юридических лиц. Данные изменения в правила оказания государственных услуг в сфере государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств направлены на закрепление и оптимизацию уже существующих цифровых процессов, а также на упрощение всех процедур подачи документов через электронный портал.

Ключевые изменения, вводимые Приказом следующие:

1. Улучшенная цифровизация процесса подачи заявления и выдачи результатов.

Приказ окончательно закрепляет принцип «единого окна[1]» через портал «электронного правительства» (egov.kz) как основной и безальтернативный канал для взаимодействия с регистрирующим органом. Из Правил исключаются устаревшие нормы, предполагавшие возможность подачи документов на бумажном носителе, за исключением строго оговоренных законом случаев (например- предоставление нотариально заверенных документов, подтверждающих полномочия иностранного юридического лица). Данный шаг позволил добиться следующих сроков государственной регистрации:
Категория субъекта
Срок регистрации (рабочие дни)
1. Субъекты малого предпринимательства
Не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем подачи
2. Коммерческие юрлица с иностранным участием
Не позднее 5 рабочих дней
3. Некоммерческие юрлица и АО с нетиповым уставом
Не позднее 1 месяца
4. Политические партии
5 рабочих дней
5. Общественные и религиозные объединения
10 рабочих дней
6. Коммерческие юрлица с иностранным участием
Не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем подачи
[1] Принцип «единого окна» (принцип «одного окна») — это подход к предоставлению государственных и муниципальных услуг, при котором заявитель (гражданин, юридическое лицо) не участвует в процессах сбора документов из разных инстанций. Вместо этого заявитель сдаёт один раз минимально необходимый набор документов в одном месте, а орган власти самостоятельно осуществляет все процедуры согласований и оформления.
2. Расширение форм оказания услуг и цифровизация процесса.

В целях реализации цифровизации процедуры Приказ оптимизирует процедуру запроса документов. Регистрирующий орган устанавливает следующие формы оказания услуг:

  • Электронная (частично автоматизированная) форма является приоритетной. Подача заявлений через портал «электронного правительства» обеспечивает круглосуточный доступ и снижает коррупционные риски.
  • Бумажная форма сохраняется для обеспечения доступности услуги для всех категорий граждан.
  • Принцип «одного заявления» для субъектов малого и среднего предпринимательства представляет собой передовой механизм, позволяющий в рамках одной процедуры не только зарегистрировать юридическое лицо, но и одновременно подать заявки на открытие банковского счета и регистрацию в фондах социального страхования. Это яркий пример межведомственного взаимодействия.

Данная мера освобождает заявителей от необходимости личного присутствия и подготовки бумажной документации, что значительно ускоряет процесс.

3. Финансовые аспекты и результат оказания услуги

Важным нововведением для малого бизнеса является бесплатная государственная регистрация. Для иных категорий коммерческих организаций установлена плата в соответствии с ценами Государственной корпорации, а для некоммерческих — государственная пошлина согласно Налоговому кодексу.

Результатом успешной регистрации является выдача справки установленной формы, которая является документом, удостоверяющим факт государственной регистрации. Отказ в оказании услуги должен быть мотивированным и основанным на исчерпывающем перечне оснований, что соответствует принципам правовой определенности и состязательности.

4. Основания для отказа.

Также, хотели бы отметить обновленный перечень оснований для отказа в государственной регистрации, данный перечень является закрытым и содержит следующие условия:

  • Нарушение установленного порядка создания юрлица.
  • Несоответствие учредительных документов законодательству.
  • Наличие статуса «бездействующего юридического лица» у учредителя (если юридическое лицо или единственный учредитель (участник) юридического лица является бездействующим юридическим лицом).
  • Недееспособность учредителя/руководителя или наличие у них непогашенной судимости за определенные преступления (коррупционные, экономические).
  • Непредставление необходимых документов для иностранных учредителей.

Такой детализированный перечень ограничивает возможность произвольного отказа со стороны регистрирующего органа.

В заключении хотелось бы отметить, что Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 12 сентября 2025 года № 505 «О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра юстиции Республики Казахстан от 29 мая 2020 года № 66» является логичным и ожидаемым шагом в рамках продолжающейся административной реформы в Казахстане. Он закрепляет сложившуюся практику цифровизации процесса государственной регистрации и позволяет вывести оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации бизнеса на качественно новый уровень, соответствующий международным стандартам.
Компания Acsour обладает многолетним опытом сопровождения бизнеса в Казахстане и готова обеспечить полный цикл услуг по регистрации и дальнейшему юридическому сопровождению компаний с учетом новых требований законодательства. Наши эксперты помогут минимизировать риски и эффективно использовать преимущества упрощенной процедуры регистрации.
Подготовил:
Илья Старостин
Младший юрист Acsour
Ilya.Starostin@acsour.com